Cоветы и секреты для начинающих, позволяющие сэкономить время и значительно повысить производительность работы в программе AutoCAD Часть 1. Оптимизация рабочего пространства программы. Изначально рабочее пространство имеет вид «по умолчанию», когда в верхней части экрана расположены кнопки главного меню, слева – меню создания объектов и редактирования. Конечно, со временем человек привыкает к расположению кнопок, и поиск их не вызывает особых затруднений. Но задайте себе вопрос, все ли команды и панели вы используете при работе одинаково часто? Уверен, что нет! Одни используются постоянно, другие – время от времени, а до некоторых дело не доходит никогда. Тем не менее, они присутствуют на панелях в виде кнопок, поскольку производитель программы настраивает меню на среднестатистического пользователя. Но мы же с вами уникальны! И наши пристрастия в использовании команд индивидуальны, зависят от того, в какой сфере мы работаем, какие виды чертежей выпускаем с помощью AutoCAD. Значит, установив или переустановив программу, в первую очередь необходимо задуматься над тем, как оптимизировать рабочее пространство. Для этого заходим во вкладку Настройки меню Сервис и, выбирая различные меню, выставляем на рабочий стол или убираем с него панели и кнопки, соответствующие тем или иным командам. Это не сложно, зато дает значительную экономию времени при дальнейшей работе. Ведь чем более заполнены панели меню кнопками, тем больше усилий и времени надо приложить, чтобы выбрать необходимую. Хорошо, если это делается сравнительно редко. А если действия повторяются постоянно, когда счет идет на секунды? Поэтому облегчаем панели меню, оставляя только наиболее часто используемые кнопки. До остальных можно добраться и через выпадающие многоуровневые меню. Кроме того, если верхние панели команд занимают более трех рядов, уменьшается размер рабочего поля.
Я работаю в основном с принципиальными электрическими схемами, схемами электрических соединений, размещения оборудования и с простыми чертежами общего вида. Поэтому для себя я использую дополнительные приемы, помогающие в работе.
Во-первых пользователь работает не на всем пространстве рабочего экрана AutoCAD, а на некоторой ее части. Конечно, можно зуммировать вид, приблизить или удалить, но это тоже не всегда эффективно, так как порой надо видеть не только рабочий фрагмент чертежа, но и соседние. «Зона внимания» в этом случае захватывает, по моим наблюдениям, не более 30% экрана, и расположена она в верхней центральной части. Если рабочее пространство сохранило заводские настройки, наиболее часто используемые кнопки располагаются на левой панели меню (или распределены на левой и правой панелях, как в AutoCAD 2007, например). Значит, переключение внимания при выборе команды и движение курсора происходят из центра экрана на левый или правый его край. При быстрой работе это вызывает большой перерасход времени (экран-то не квадратный!). Поэтому я для себя произвожу дополнительную настройку кнопок команд. Наиболее часто используемые команды, а это команды панорамирования в реальном времени, зуммирования, перемещения и копирования объектов, копирования свойств объектов, меню свойств, создание и редактирование текста, размерные и некоторые другие я располагаю в центре панели меню в верхней части экрана, то есть в ближайшем от рабочей области месте. Кнопки, используемые реже я располагаю в стандартном месте, слева от рабочей области. Здесь устроились кнопки создания различных объектов, кнопки обрезания или дотягивания линий, штриховки, рулетки. Чтобы не перегружать панели меню, как говорилось ранее, освобождаю их от кнопок редко используемых команд. На самих панелях оптимизирую порядок расстановки кнопок. На верхней центральной панели располагаю кнопки по частоте востребованности слева направо, а на левой вертикальной панели поступаю иначе: распределяю самые важные кнопки в верхней и нижней части панели, а в центре, где искать сложнее – редко используемые.
Есть еще возможность использовать «Плавающие панели» меню, но, во-первых, они занимают пространство чертежа, а, во-вторых, на их активизацию и последующий сброс также уходит дорогое время.
Но это только рекомендации. Вы сами знаете особенности своих проектов, свои пристрастия, свои любимые методы работы и команды, так что и организация панелей меню у вас будет своя. Желаю внимательно подойти к этой первой стадии оптимизации работы в Auto CAD. Поверьте, затраченные усилия окупятся: вы станете быстрее работать, глаза будут утомляться меньше, высвободившиеся ресурсы мозга сможете направить на действительно творческие стороны своей работы, а расположение панелей и кнопок ваши руки запомнят сами.
Часть 2. Точные построения. Использование объектной привязки. Итак, рабочее пространство сформировано и «заточено» под наши задачи. Если речь в проекте идет о точных построениях, не обойтись от использования командной строки. Обычно, если требования по точности у заказчика отсутствуют, мы позволяем себе чертить «на глаз». Это проще, да и быстрее. Например, при черчении клеммника в виде таблицы можно создать одну строку такой таблицы и скопировать ее несколько раз. Конечно, можно использовать команду построения массива, но это вызовет необходимость точного сопряжения соседних ячеек, расчета их размеров, что в данном случае не рационально. Я поступаю так. Для начала оцениваю размер текста, который буде вставлен в ячейку, затем строю одну ячейку с помощью командной строки. Для этого, если это необходимо, задаю в командной строке координату начальной точки, затем для построения оконечной точки прямоугольника, ввожу @ (это означает переход на относительные координаты) и указываю размер ячейки сначала по x, затем по y в соответствующих единицах измерения. Enter. Все, ячейка готова. Очевидно, следующая ячейка должна быть такой же высоты. Поэтому копируем ее по горизонтали с использованием объектной привязки. Чтобы включить функцию объектной привязки, нажимаем правой клавишей мыши на кнопке «привязка» или
«OSNAP» внизу рабочей панели программы, затем «On», «настройка» или «settings». Появляется меню с указанием видов привязки. Их много, но я посоветую использовать лишь некоторые: центр, середина отрезка, квадрант, узел, перпендикуляр, пересечение, продолжение линии. Этого достаточно в большинстве случаев, к тому же изменить настройки вы сможете в любой момент в процессе работы. Что дает объектная привязка? Вы сможете при построении привязывать объекты друг к другу с большой точностью. Например, мы построили одну строку нашего клеммника (таблицы). Теперь необходимо скопировать ее 20 раз. Если не использовать объектную привязку, копии будет крайне затруднительно стыковать без нахлеста или зазора. А со временем, если придется заполнять таблицу текстовыми элементами, это может вылиться в проблему. На самом деле использование привязки дело несложное, и требует только навыка. Выделяем две наши ячейки либо охватывающей рамкой (слева направо), либо секущей рамкой (справа налево). Идем на панель меню, нажимаем кнопку «копировать» затем подводим курсор к точке, относительно которой собираемся скопировать или переместить объект, например, угловая точка ячейки. Вокруг этой точки появляется желтый прямоугольник. Нажимаем левую кнопку мыши, перемещаем объект так, чтобы выбранный угол попал на точку, к которой мы собрались его привязать, нажимаем еще раз, готово. Теперь, чтобы проверить, можете с помощью зума увеличивать изображение узла сколько угодно. Точки совпали.
Надо отметить, что для каждого типа привязки желтая рамка имеет свой индивидуальный вид. Итак, у нас уже две строки клеммника. Выделив, можем скопировать их еще раз с привязкой. Получится четыре, затем 8 и так далее. Так как текст вставлять в таблицу все равно придется, еще одна маленькая хитрость: заполните текстом первую строку перед копированием, и она скопируется с шаблонами текста (в данном случае лучше использовать однострочный текст, но можно и многострочный). В дальнейшем текст во всех ячейках можно редактировать, форматирование, размер и положение его останутся такими же, как в исходной ячейке. Если ячейка должна быть пустая, текст из нее просто удаляем.
Для объектной привязки не обязательно использовать фигуру, с которой производится операция. Например, для перемещения ее на заданное расстояние, в том числе по диагонали, можно построить вспомогательную фигуру, и перемещать используя ее характерные точки. О вспомогательных построениях поговорим позже.
Существуют случаи, когда без командной строки не обойтись. Например, мы хотим повернуть фрагмент рисунка на определенный угол. Для этого сначала выделяем объекты, затем курсором (или в командной строке) определяем базовую точку поворота, и вводим в командной строке величину угла, на который необходимо повернуть. Enter.
Если производим зеркальное отражение объектов, нам предоставляется выбор, оставить исходный объект, или удалить его. В этом случае на запрос программы для удаления оригинала надо ввести «Y». Здесь тоже не обойтись без клавиатуры.
Вообще, есть варианты, когда работа только с мышкой, несмотря на ее удобства и скорость, невозможна. Мы порой и не замечаем, кликая мышкой, что внизу экрана все наши действия протоколируются, а иногда продолжение работы невозможно без вступления в диалог с программой. Поэтому будьте внимательны с командной строкой!
Часть 3. Вспомогательные построения. Случается, что черчение «в лоб», то есть используя напрямую команды, значительно затрудняет и замедляет работу. Рассмотрим пример. Нам необходимо начертить рамку формата А3. Сначала, как обычно, выбираем начальную точку, например, в командной строке на запрос программы отвечаем 0,0. Затем, используя относительные размеры, набираем: @420,297 (размер внешней рамки). Enter. Рамка построилась. Теперь внутренняя рамка. Ее можно чертить аналогично, сдвинув исходную точку на 20мм по X и на 5мм по Y. Для меня привычнее другой путь: создание вспомогательных прямоугольников 20х5мм и 5х5мм. Расставляю их по углам большой рамки и на их основе строю внутреннюю рамку. Может быть кому- то предпочтительнее окажется первый вариант, но я привык ко второму, а привел здесь как иллюстрацию метода. А вы уже сами решайте, в каких случаях им удобнее воспользоваться.
Еще один интересный пример вспомогательных построений. Представьте себе, что у вас есть много параллельных линий, а их надо разорвать на определенном месте. Использовать команду «разорви» на каждой линии долго и утомительно. Можно сделать проще: создать вспомогательную фигуру (это может быть прямоугольник, другая замкнутая фигура или две ограничивающие линии – на ваше усмотрение), затем расположить ее в нужном месте с охватом всех разрываемых линий. Используя кнопку подрезки помечаем сначала вспомогательную фигуру (или несколько фигур), фиксируем выбор правой кнопкой мыши, и нажимая на линии (в новых версиях Auto CAD обрезать можно даже сразу секущей рамкой), обрезаем их.
Аналогично, если необходимо дотянуть линии до разрозненных фигур, находящихся на одном уровне, можно делать это индивидуально для каждой фигуры, а можно провести одну вспомогательную линию, соединяющую точки дотягивания, и продлить линии до нее. Экономия времени налицо.
Вспомогательные построения – это большой простор для творчества. Приведенные примеры показывают, что нельзя зацикливаться на заводских командах и настройках. Если самостоятельно искать пути ускорения построений, можно добиться многого.
Часть 4. Использование блоков. Зачастую при разработке чертежей приходится использовать некие повторяющиеся сложные фрагменты схем, например, клеммники схемы обвязки приборов, стандартные элементы конструкций и прочее. Конечно, есть библиотеки шаблонов, однако очень часто такие фрагменты должны отражать некоторые специфические особенности, а стандартные шаблоны, как все универсальное, не полностью удовлетворят ваши потребности.
Можно создать один раз такой фрагмент и, использовать его как шаблон, изменяя, например, только надписи, адреса и внося прочую конкретику. Чтобы облегчить работу с таким шаблоном, можно создать из него блок, вставив в нужных местах атрибуты. Как создавать блок и задавать атрибуты – описано в руководстве Auto CAD. (
Draw_Block_Define attributes). Описываем, определяем и размещаем атрибуты на фрагменте чертежа, из которого планируем создать блок. Создаем, присваиваем имя и записываем блок. Теперь можно вставить блок в чертеж и заполнить атрибуты, заданные вами же по умолчанию текущими в табличной форме, просто дважды щелкнув на изображении блока. Во многих случаях это гораздо удобнее, чем работать с отдельными надписями, сопровождающими фрагмент чертежа. Блок можно оперативно править, создавать на его базе другой блок, предварительно расчленив его и задав другое имя.
Приведу пример. Все вы знаете штамп в правом нижнем углу чертежей (основную надпись). Он довольно сложен, масса текста в ячейках, текст должен быть выровнен, вписываться в границы, иметь различный размер, в общем, нюансов хватает. Трудоемкость заполнения каждого штампа, созданного из отдельных графических примитивов большая. Я создал специальный блок, содержащий рамки и текст в виде атрибутов. Теперь, дважды кликнув на рамке, можно в диалоге заполнять штамп текстом, не редактируя неизменные атрибуты.
Вообще, зная повторяемость различных фрагментов чертежей, можно однажды потратить время на создания блоков на их основе, и затем пользоваться этим файлом как своей собственной базой шаблонов.
Есть одна тонкость: если вы в текущем чертеже произвели редакцию некоторого ранее вставленного блока, не изменяя его имени, и пытаетесь вставить его еще раз из базы, вставится он все равно уже отредактированным, хотя в общей базе будет иметь прежний вид. Поэтому после редактирования расчлените блок и вновь запишите с другим именем.
Полезно также часто повторяющиеся фрагменты чертежей, особенно переходящие из одного проекта в другой, оформить в виде блока, даже если атрибуты задавать не надо. Просто вы будете свои новые чертежи компоновать как мозаику из готовых блоков. А при необходимости можно снабжать их простым текстом, набитым поверх блока.
Часть 5. Использование поиска и замены текста. Представьте себе, что необходимо создать несколько листов, содержащих большое количество табличных материалов (например, клеммников), в которых текст повторяется, но в каждой строке происходят изменения только части надписи, а остальное – сохраняется. Можно производить изменения в каждой надписи. А если их сотни? Редактирование затянется на долгое время, расходуя, кроме времени, ваше здоровье и силы! Есть отличный способ автоматизировать этот процесс. Для этого выделяем нужный фрагмент чертежа, нажимаем правую клавишу мыши, выбираем из списка меню «найти» или «find» и в окне поиска вводим только ту часть надписей, которую хотим заменить (можно предварительно скопировать ее в буфер, а в окно просто вставить). Затем в окне поиска выбираем замену, появляется второе окно, которое заполняем заменяющим текстом. Выбираем «заменить все» (или по усмотрению, по отдельности). Результат- все фрагменты надписей заменяются. Очень быстрая и эффективная функция. Доступна она также из меню редактирования (EDIT). Если в окно заменяющего текста ничего не вставить, найденные фрагменты текста просто будут удалены из всей выделенной области чертежа.
Хочу предостеречь, что бывает иногда, что заменяемый текст, особенно если он небольшой, может содержаться в словах, которые изменять не нужно. Здесь уж вся ответственность ложится на вас, будьте внимательны, используйте счетчик произведенных замен в окне.
И еще: старайтесь «не баловаться» с изменением раскладки клавиатуры, если ваш текст будет набран из комбинации латиницы и кириллицы, а вы захотите произвести замену, можете легко запутаться, а Auto CAD просто откажется производить замены по непонятным, казалось бы, причинам.
Часть 6. Использование шаблонов. Не всегда при инсталляции программа сопровождается библиотеками шаблонов, отвечающих нашим ГОСТ (регламентам). Иногда интерпретации рамок и штампов на чертежах варьируются в различных отраслях и на различных предприятиях. В таком случае хорошо создать для себя библиотеку шаблонов, настроенных специально для вашего производства. Различные размеры листов, виды штампов, альбомная или книжная ориентация, все это можно учесть в своей библиотеке, а потом, при необходимости использовать, не затрачивая массу драгоценного времени на повторение типовых построений. Для этого создаете рамку со штампом, сохраняете ее в папку шаблонов (Template) с расширением *.dwt, и при необходимости создаете очередной документ на основе собственного шаблона. Единственное предупреждение: соблюдайте в ваших шаблонах требования Российских стандартов!
Взято с сайта http://elektritestvo.ru/