http://rostov-on-don.dorus.ru/: Продам 1 комнатную квартиру ул. Извилистая д. 21 Русские дома - Тест психоэмоционального состояния ребенка по рисунку

Новое на форуме


Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Для тех, кто сталкивается с детскими проблемами, очевидно, что ребёнок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет значения, будет это биологическая, заменяющая, или искусственная, или придуманная семья для ребёнка - это реальность, которая глубоко влияет на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами.

Семья осуществляет раннее и наиболее устойчивое влияние в жизни ребёнка раннего возраста. Большинство психиатров согласятся, что семья - это то самое место, где нужно искать причины расстройств и поведения.  По мере взросления, интересы и чувства ребёнка начинают охватывать людей вне семейного круга. Внешние факторы оказывают всё большее влияние в формировании взглядов и поведения, но семья или её отсутствие остаются основным, важным фактором, потому что только там ребёнок должен научиться или научился, как быть со своими чувствами и чувствами других людей.

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребёнка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

 

 Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребёнок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребёнка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребёнку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребёнка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Пока ребёнок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

-Порядок заполнения свободного пространства.

-Порядок появления персонажей рисунка.

-Время начала и окончания работы.

-Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

-Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

-Эмоциональный настрой ребёнка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

-По окончании рисунка попросите ребёнка подписать или назвать всех изображённых персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершён, наступает второй этап исследования – беседа.
 
Беседа должна носить лёгкий, непринуждённый характер, не вызывая у ребёнка чувства сопротивления и отчуждения.
 
Вот вопросы, которые следует задать:

1) Чья семья изображена на рисунке, – семья ребёнка, его друга или вымышленного лица?

2) Где эта семья находится и чем заняты её члены в настоящее время?

3) Как ребёнок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

4) Кто в семье самый хороший и почему?

5) Кто самый счастливый и почему?

6) Кто самый грустный и почему?

7) Кто больше всех нравится ребёнку и почему?

8) Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

9) Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста

 Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребёнка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребёнок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Если какой-то персонаж отдалён от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребёнок замечает в жизни и выделяет её.

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребёнок тем самым придаёт ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребёнка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Ниже остальных ребёнок склонен помещать того, чьё влияние в семье минимально.

Если ребёнок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

он изображается первым и помещается на переднем плане;

он выше и крупнее остальных персонажей;

выполнен с большей любовью и тщательностью;

остальные персонажи сгруппированы вокруг, повёрнуты в его сторону, смотрят на него.

Ребёнок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребёнка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребёнок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребёнок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребёнок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребёнка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребёнка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребёнок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребёнок о себе

Если ребёнок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребёнку. Стремясь воплотить в ребёнке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображённая в окружении родителей, в которой ребёнок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребёнок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребёнком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребёнок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчёркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребёнок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребёнка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребёнок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется,  как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, тёплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д.

Так, например, мальчик, будучи единственным ребёнком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестёр или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворённые потребности ребёнка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребёнок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребёнка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдёте то, чего ему не хватает в действительности.

Ребёнок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребёнка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого.

 Ребёнок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым своё желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребёнок рисует одного родителя, с которым живёт, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать, как желание ребёнка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная Эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребёнка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребёнка и родителя противоположного пола,  удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например, держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребёнок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребёнка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребёнок не воспринимает всерьёз, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребёнок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом (Вообще – один из двух или более детей в семье, брат, сестра. Некоторые ограничивают употребление этого термина теми случаями, когда у обоих сиблингов общие родители, используя термин полусиблинг, когда имеется только один общий биологический родитель).

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребёнок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребёнок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребёнок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечёткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребёнок испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребёнок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребёнок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчуждённость, также заставляют ребёнка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приёмными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сёстрами в невыгодном для него свете, способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребёнке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребёнок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет своё значение, выражает те или иные чувства и переживания ребёнка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребёнок постарше ревнует родителей к младшему ребёнку, поскольку тому достаётся большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребёнок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребёнок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребёнка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

 

Добавить комментарий

Просим выражаться культурно...

Защитный код
Обновить


Робот считает, что тебе это тоже может быть интересно:

На сайте

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

На форуме

Сейчас 1 гость и 0 пользователей онлайн

    Новые пользователи

    • ulakyp
    • Viktor
    • Виктор
    • maslo
    • mapany
    Посетители
    344
    Материалы
    180
    Количество просмотров материалов
    796903
    © 2017 Русские дома. Все права защищены.